Степан Ефимович Козопасов (1781 –1838 гг.) — уральский изобретатель

Уральский изобретатель Степан Ефимович Козопасов (1781 –1838 гг.) был современником Черепановых. Он начал свой путь как ученик знаменитого уральского изобретателя Е. Г. Кузнецова-Жепинского и показал себя в дальнейшем как талантливый механик. Еще до того, как Черепановы создали свой паровоз, Козопасов предложил проект «устройства чугунной дороги с канатной тягой» для перевозки медных руд в специальных тележках с Медного рудника на Нижнетагильский завод». В одной из своих писем П. Н. Демидов говорил, что Козопасов «во всех частях стоит Черепанова».

Проявив себя талантливым работником, Козопасов в 1808 году был откомандирован на Сестрорецкий оружейный завод. Там он два года обучался различным видам литья металла. Вернувшись в Нижний Тагил, Козопасов усовершенствовал проект французского изобретателя К. Ж  Ферри, работавшего тогда на Урале. Это была «машинка из шестерней для разбития тяжелых чугунных штук», которая благодаря Козопасову, теперь могла обслуживаться восемью людьми, а не пятьюдесятью как раньше.

Но на этом изобретатель не остановился. Козопасовым была создана машины для обточки тяжеловесных валов, а впоследствии разработан способ лужения железа «на английский манер». Талантливого изобретателя было решено отправить в Швецию для знакомства с передовыми металлургическими предприятиями. Во время одной из таких экскурсий Козопасов увидел водооткачивающую машину на руднике. И решил построить такую же в Нижнем Тагиле. Дело в том, что один из рудников в Нижнем Тагиле постоянно затапливало и нужно было как-то решить эту проблему.

О запуске водоподъемной штанговой машины в действие 5 августа 1827 г. Козопасов сообщал в письме Н. Н. Демидову. Первая штанговая машина для откачки воды, созданная Козопасовым, была установлена на Анатольевской шахте, она же работала на шахте Темной. Вторая такая же машина, которую Козопасов построил в 1828 году, работала на Владимирской шахте Медного рудника. Для этих же шахт Мироном и Ефимом Черепановыми были созданы паровые машины для откачки воды. Они работали зимой, когда штанговые машины, использовавшие воду в качестве источника энергии, останавливались.

В настоящее время макет машины Козопасова можно увидеть в историко-техническом музее «Дом Черепановых» в Нижнем Тагиле.