Известно, что берггауптман О. Я. Меджер впервые представил в Академию наук модель изобретенной им паровой машины в XVIII в. Однако есть и другой документ – письмо Меджера академику Л. Б. Крафту, датированное 1805 г.: «Начал я… на Юговских медных заводах К. Кнауфа строить паровую махину, которой действие равно силе 10 лошадей, и окончил ее… к совершенному моему удовольствию…»
Изобретения О. Меджера – паровые машины для откачки воды из шахт, построенные на Юговских заводах Кнауфа. Вот как он сам описывал их: «Находясь назад тому два года на заводах г. Кнауфа, построил я различные весьма простые махины, которые управляются людьми и лошадьми для выкачивания воды из шахт. Махины сии хорошо действуют, между твердыми их частями бывает мало трения и в доказательство производящей от них пользы, находятся они и поныне в употреблении. Они могут быть построены и управляемы работниками, мало в технике сведущими».
Самое важное изобретение О. Меджера – первый отечественный подвижный локомобиль. Он был изготовлен по чертежам Меджера на слесарной фабрике Верхне-Иргинского завода и впоследствии установлена на медеплавильной фабрике Юговского завода. Внешне эта машина напоминала бочку, установленную на колесах. Ее приводила в действие паросиловая установка, объединявшая котел, топку и собственно паровую машину. Здесь впервые был применен принцип непрерывного привода от паровой машины.
Академик Л. Б. Крафт посвятил этому изобретению отдельную статью, опубликованную в «Техническом журнале» за 1805 год. Вот как описывается там данное изобретение: «1)…Оная столь проста, что человек невеликие сведения в механике имеющий может понять ее сложение, и простой работник может ее сделать и содержать в порядке ибо, весь ее механизм состоит только в двух клапанах, которые на противоположных концах приводятся в движение посредством небольшого коромысла, так что ежели один затворится, то другой открывается <…> 2) Вся поверхность оной состоит из дерева, ни одна металлическая часть не подвержена действию воздуха; <…> Вся махина состоит в деревянной, воду нагревающей бочке, загражденной от внешнего воздуха и, следовательно, не требует никакой надстройки».
В 1806 г. Меджеру было поручено устройство машин для уральских казенных заводов. А в 1808 г. он изготовил две паровые машины для Богословских и Олонецких заводов.
В 1812 г. Меджер становится горным механиком Пермского горного правления, приобретя тем самым право на устройство в Екатеринбурге собственно фабрики паровых машин и различных инструментов для уральских заводов. Известно, что Меджер обучал работе с ними мастеровых уральских горных заводов. Позднее им же была организована Мало-Истокская механическая мастерская.
Принадлежат Меджеру и многие другие важные для горнозаводского Урала изобретения. Он создал как паровые машины для Березовских золотых промыслов, так и машины на конной тяге. А для Березовских золотых рудников – водостолбовую машину. Им же был изобретен «новый механизм» промывки золотосодержащих песков.
В 1831 г. Меджер погиб от рук похитителей золота.